PC-DVD FAQ

Версия 4.0 на основе предыдущего DVD FAQ (Дмитрий Командный & Кузин Андрей). Будем благодарны за дополнительные вопросы, дополнения и уточнения.
Разное, всякое  257803.03.2007 i-net

Версия 4.0 на основе предыдущего DVD FAQ (Дмитрий Командный & КузинАндрей). Будем благодарны за дополнительные вопросы, дополнения и уточнения.

1. Что такое DVD?

2. Что такое DVD-видео?

3. Насколько критичны DVD-видео диски кмеханическим повреждениям?

4. Что нужно, чтобы использовать DVD-дискина компьютере?

5. Насколько необходим аппаратный DVD-декодер для просмотра DVD-видео?

6. Какие виды развёртки бывают, и чем они различаются?

7. Какие виды записываемых DVD дисков бывают? 

8. Какой из форматов записи и перезаписи DVD более правильный?

9. Насколько разные форматы записи и перезаписи DVD совместимы между собой, и обычными, читающими DVD-ROM приводами, как компьютерными, так и стационарными? New

10. Что представляют из себя различные форматы записи и перезаписи DVD? С дисками какого объёма они могут работать?

11.  Как долго пишется DVD диск?

12.  Что такое miniDVD?

13.  Что такое MicroDVD?

14. Что такое Home DVD video recorders, и чем он лучше/хуже компьютера?

15.  Можно ли скопировать DVD диск. Как?

16.  Как снять скриншот с DVD видео?

17. Что такое анаморфное (anamorphic) изображение?

18. От каких факторов зависит качество программного декодирования DVD?

19.  Какой звук можно встретить на DVD?

20.  Звуковое сопровождение при программномдекодировании?

21.  Чем отличается Dolby Digital 5.1 от DTS?

22.  Где найти программный декодер?

23.  Региональная защита

24.  Как работает снятие региональной защиты?

25.  Защита от копирования

26.  Почему DeCSS не может расшифроватьсодержимое моего диска?

27.  Что такое Aspect Ratio, и какой онбывает?

28.  Что такое Letterbox?

29.  Что такое PAN&SCAN?

30.  Cтатьи и файлы


1. Что такое DVD?
Абривеатура DVD первоначально расшифровывалась как Digital Video Disk. СтандартDVD разработан ещё в 1995 году консорциумом в который входили такие компаниикак Hitachi, JVC, Matsushita, Mitsubishi, Philips, Pioneer, Sony, Toshiba инекоторые другие. Несмотря на название, на DVD-диски можно записывать всё чтоугодно, от музыки до данных, поэтому в последнее время всё чаще встречается идругая расшифровка этого названия - Digital Versatile Disk. В вольном переводеозначающая "цифровой универсальный диск". Главное отличие DVD-дисковот CD-дисков это объём информации, которая может быть записана на такомносителе. Если ёмкость обычного CD-диска составляет всего 640 мегабайт, то наDVD-диск может быть записано от 4.7 до 13 и даже до17 Gb. Достигается этонесколькими способами. Во первых, для чтения DVD -дисков используется лазер сменьшей длиной волны, чем для чтения CD-дисков, что позволило существенноувеличить плотность записи. Кроме этого, стандартом предусмотрены такназываемые двухслойные диски, у которых на одной стороне данные записаны в дваслоя, при этом один слой полупрозрачный, и второй слой читается"сквозь" первый. С повышением плотности записи и уменьшением длиныволны считывающего лазера, изменились и требования к толщине защитногопластмассового слоя, для DVD-дисков он составляет всего 0.6 мм, в отличие от1.2 мм используемых в CD-дисках. Однако, что бы сохранить привычные размерыдиска и избежать излишней хрупкости DVD-дисков, они заливаются пластиком с двухсторон, что бы итоговая толщина диска составила те же 1.2 мм, как у простых CDдисков. Это позволило записывать данные на обе стороны DVD-дисков, и такимобразом удваивать их ёмкость, что иногда и делается.

Основные виды DVD дисков:

·  DVD-5, 12cм, 4.7 Gb данных или свыше 2 часоввидео, один слой на одной стороне.

·  DVD-9, 12cм, 8.5 Gb данных или около 4 часоввидео, два слоя на одной стороне.

·  DVD-10, 12cм, 9.4 Gb данных или около 4.5 часоввидео, на обоих сторонах по одному слою.

·  DVD-14, 12cм, 13.24 Gb данных или около 6.5 часоввидео, два слоя на одной стороне, один слой на другой.

·  DVD-18, 12cм, 17 Gb данных или более 8 часоввидео, на обоих сторонах по два слоя. Пока что слишком дороги в производстве,поэтому их очень мало.

Основное применение DVD-дисков, в настоящее время,это хранение фильмов, в полном соответствии с их первоначальным названием.Конечно, встречаются диски с данными, музыкой, и чем угодно ещё, но ихколичество очень не значительно по сравнению с видео-дисками. Кроме этого, сразвитием технологий записываемых перезаписываемых DVD дисков, всё у большегоколичества пользователей появляются возможности хранить на DVD всё, что имбудет угодно.

2. Что такое DVD-видео?
Это цифровое видео, сжатое по алгоритму MPEG-2 и записанное на DVD-диск. Формат- 25 кадров в секунду с разрешением 720 х 576 точек при глубине цвета 24-бит(PAL) или 30 кадров 720 х 480 х 24-бит (NTSC) (из за разницы в разрешении и fpsфактический поток информации одинаков в обоих случаях, 10368000 пикселя всекунду). В несжатом виде это поток 30Mb в секунду, а двухчасовой фильм будетзанимать более 100 гигабайт. Мало того что это огромный объем, так ещё иобеспечить непрерывный поток данных на скорости 30 мегабайт в секунду,необходимый для воспроизведения такого видео, совсем не просто. Поэтому и используетсясжатие по стандарту MPEG-2. Кроме уменьшения размеров файлов, это позволяетснизить поток данных до 3-4 мегабайт в секунду. Очевидно, что чем сложнеесцена, тем хуже она поддаётся сжатию, и тем выше поток данных. Формат MPEG-2первоначально разрабатывался для использования с высококлассной студийнойаппаратурой, и существуют варианты с записями в разрешениях гораздо болеевысоких чем 720 х 576, но с появлением DVD оказалось, что этот формат идеальноподходит для записи фильмов на DVD диски. Таким образом этот замечательныйформат перестал быть прерогативой узкого круга профессионалов, а пришёл ко всемжелающим. Более подробно про то, как работает MPEG-2 можно почитать в статье"Семейство форматов MPEG. Часть вторая - MPEG-2"

Алгоритм сжатия MPEG-2 оченьэффективен - удаляется примерно 97% избыточной информации практически безущерба для качества картинки, благодаря чему на DVD-диске можно разместить до4-х часов высококачественного видео плюс до 8 вариантов звуковогосопровождения, плюс до 32 вариантов субтитров на разных языках. У DVD есть ещемасса других интересных возможностей, таких, как возможность задания возрастныхограничений на просмотр, интерактивность, быстрый переход в нужное место,возможность наблюдать сцену с различных точек (этот режим называетсяmulti-angle view и очень любим изготовителями продукции порнографическогосодержания. Хотя есть и приятные исключения, например замечательный дискMetallica Cunning Stunts), и неограниченная по длине пауза идеального качества.

Кроме этого, MPEG-2 отличноподходит как для сжатия киноматериала, так и для сжатия видео. Для работы свидео в MPEG-2 существует возможность хранить кадр не целиком, а в виде двухполей (как он и записывается на видеокамеры, и как он показывается вбольшинстве телевизоров), что делает его идеальным выбором для этих целей. Неслучайно именно в MPEG-2 транслируются современные спутниковые каналы, и именноMPEG-2 передаётся по сетям цифрового кабельного телевидения.

Звук на DVD-дисках записывается всамых различных форматах. Это и PCM (для записей, где требуется точностьпередачи звуковой картины, например - музыкальное видео), и Dolby ProLogic, иDolby Digital (от 2.0 до 5.1 и Dolby Digital EX), и даже Audio MPEG 2.0 (этотстандарт для записи звука изначально предназначался для Европы, но скончался,не родившись). Звуковое сопровождение в форматах Dolby Digital, Dolby DigitalEX и DTS широко используется в современных кинотеатрах. Все эти три форматаобъединяет одно - они воспроизводят несколько независимых каналовпространственного компрессированного звука, создавая тем самым реалистичнуюкартину происходящего.

3. Насколько критичны DVD-видео диски к механическим повреждениям?
Из-за более высокой плотности записи на DVD-дисках, часто можно услышать мнениечто к механическим повреждениям (царапинам, и тому подобному) они гораздо болеечувствительны, чем обычные CD-диски. Безусловно, повреждения поверхностисказываются на качестве чтения с DVD-дисков, но, всё-таки, они не многим болеечувствительны чем обычные CD-диски. Достигается это, прежде всего, гораздоболее эффективным механизмом контроля ошибок, чем используется с CD-дисками.Кроме этого, в случае с DVD-видео даже ошибка чтения не будет иметь фатальныхпоследствий. Скорее всего, вы просто увидите какой либо краткосрочный артефактизображения, после чего всё пойдёт нормально. Исключением являются обширные исильные повреждения, которые могут привести к тому, что диск вовсе не будетчитаться. Впрочем, в этом DVD-диски ничем не отличаются от более привычныхCD-дисков.

4. Что нужно, чтобы использовать DVD-диски на компьютере?
Необходим только DVD-drive, устройство для чтения DVD-дисков. Это устройствоможет проигрывать и обычные CD-диски, поэтому есть все основания предполагать,что со временем DVD приводы полностью вытеснят приводы CD-ROM. Как и CD-drive,DVD-drive делятся по скорости чтения, и 1x для DVD привода cоставляет 1.32Мб/сек. Зная, что 1x для CD привода составляет всего 150 Кб/сек нетрудноподсчитать, что 16x DVD-drive должен читать CD-диски на скорости порядка 140x.Естественно, это не происходит 16x DVD-drive читают CD-диски, обычно, на32-40x. Вообще то, по моему мнению, нет большого смысла покупать DVD-приводбыстрее 6-8 скоростей. Такие приводы так же способны читать CD-диски наскоростях порядка 30x, а для проигрывания DVD-видео (основного занятия приработе с DVD-дисками) их скорости вполне хватает. А более высокоскоростныемодели отличаются только большим шумом, тепловыделением и ценой. Для отводатепла от высокоскоростных приводов можно использовать что-то типа кулера SystemBlower USYS или SHDC-A.

Кроме наличия DVD-привода, что бысмотреть DVD-видео, данные в формате MPEG-2, считанные с DVD-диска, необходимодекодировать, т.е. восстановить избыточную информацию, удаленную на этапесжатия. Это можно сделать либо программно без применения специализированныхаппаратных средств, либо с использованием аппаратного DVD-декодера.

5. Насколько необходим аппаратный DVD-декодер для просмотра DVD-видео?
Это, во многом, зависит от того, куда планируется выводить изображение.Аппаратный декодер проявит все свои возможности только в том случае, еслиизображение будет выводиться на экран телевизора. При работе с мониторомизображение получаемое с помощью софтверных декодеров ничем не хуже, а иногдадаже и лучше. По крайней мере при софтовом декодировании не будет жуткогозамыливания на больших мониторах гарантированно получаемых при использованииплат типа Голливуд Плюс.

Другое дело, при работе стелевизором. Качество TV-выхода на большинстве современных аппаратных декодероввыше, чем на большинстве видеокарт, поэтому картинка получаемая с его помощьюлучше. Причём это касается не только качества собственно картинки. Не многиевидеокарты с TV выходами могут похвастаться тем, что они правильно работают счрезстрочным изображением. Зато таких проблем лишено подавляющее большинствоаппаратных DVD декодеров. И если при просмотре фильмов снятых прогрессивнымисточником (кинокамерой) это не имеет большого значение, то при работе сматериалом полученным с видеокамерой, это может обернуться весьма неприятнымиэффектами. Самый распространённый из них - это гребёнка, или расческа,возникающая по краям движущихся предметов. Конечно, от неё можно избавиться,тем или иным способом, но это приведёт к очередным проблемам. Наиболеебросающаяся в глаза, это потеря плавности изображения. Как и почему этопроисходит, это слишком обширная тема, достойная отдельной статьи. А покаостаётся констатировать - если вам часто приходится иметь дело с MPEG-2материалом сделанным с чрезстрочного источника (а теперь, с распространениембытовых DV камер, такая ситуация всё чаще), то вам стоит всерьёз задуматься опокупке аппаратного декодера.

Преимущества вывода видео нателевизор очевидны. Прежде всего это больший размер (как правило, согласитесь,что 51 и больше сантиметровые телевизоры распространенны гораздо больше, чем 21и больше дюймовые мониторы), возможность подключения телевизоров с соотношением16:9, возможность использования которых предусмотрена во многих DVD дисках. Нуа очевидным минусом является то, что большинство телевизоров имеют слишкоммалое разрешение, что не позволяет увидеть картинку максимального качества.Подробнее об аппаратном декодирование в статье "Аппаратное декодирование DVD. Creative PC-DVD Dxr3".

Ещё одним доводом в пользуаппаратных декодеров является то, что на них как правило имеется S/PDIF выход,с которого можно снять закодированный аудио-поток Dolby Digital или DTS.Подключив к нему специальный ресивер (оснащенный декодером AC3 или DTS) ссоответствующей акустической системой, можно получить многоканальный звук ипревратить компьютер в домашний DVD-театр. Впрочем, подобными возможностямиобладают многие современные звуковые карты, и многие софтверные DVD-плеерыумеют с ними работать.

К преимуществам аппаратногодекодера относится и удобство работы. Видео, как правило, выводится независимо,прямо на телевизор. Что даёт возможность спокойно заниматься на компьютересвоими делами, пока домашние смотрят кино. Хотя, справедливости ради стоитзаметить, что поддержка нескольких мониторов (один из которых вполне может бытьтелевизором) - достаточно распространённая функция, среди современныхвидеокарт. Правда, не все программные проигрыватели DVD позволяют нормальноиспользовать эти возможности (работать на одном мониторе, и смотреть кино надругом, не мешая друг-другу), но эта проблема решаема. Например, использованиемZoomPlayer.

6. Какие виды развёртки бывают, и чем они различаются?
Развёртка бывает чрезстрочной (interlaced) и прогрессивной (progressive).Чрезстрочная развертка используется на подавляющем числе современныхтелевизоров, прогрессивная развёртка на всех современных мониторах и на самыхсовершенных телевизорах и плазменных панелях. Прогрессивная развёртка означаетчто один кадр изображения выводится на экран целиком. С чрезстрочнойразвёрткой, используемой во всех стандартных телевизионных форматах (NTSC, PAL,SECAM) всё несколько сложнее. Телевизионный кадр состоит из двух полей (field),в одно из которых входят чётные строки, в другое нечётные. При показе полярисуются последовательно, сначала чётные строки, потом нечётные (на самом деле,всё несколько сложнее. Какое из полей рисуется первым, и к каким кадрам ониотносятся, определяется файлом (MPEG-2 это позволяет). К слову, это может бытьисточником неприятностей, в руках у неопытного кодировщика. Но мы несколькоотвлеклись). Из за инерционности человеческого зрения, мы видим плавную инепрерывную картинку.

Оборотной стороной этого являетсябольшая частота смены полей в телевизоре, картинка меняется 50 раз в секунду уPAL и SECAM и 60 раз в секунду NTSC, в то время как на самом деле изображениезаписано с частотой 25 и 30 кадров в секунду. Большинство фильмов снимается накинокамеры (устройства с прогрессивной развёрткой, если можно так выразиться)со скоростью 24 кадра в секунду, поэтому для вывода таких фильмов нателевизионном экране требуются некоторые ухищрения. В случае с PAL и SECAM всёдостаточно просто, фильм просто проигрывается со скоростью 25 кадров, ускорениена 4% практически не заметно. В случае с NTSC подобное не получится, поэтомуприходится каждый третий кадр после двух показывать два раза подряд (1-2,1-2-3-3, 1-2, 1-2-3-3), что приводит к некоторой дёрганости изображения. Такимобразом, на устройствах с прогрессивной разверткой не только выше чёткостьизображения (за счёт вдвое большего количества строк), но меньше частотакадров. И, соответственно, не такие плавные движения. Впрочем, и здесь не всётак просто, свои нюансы вносит как устройство на котором показываетсяизображение, так и сам источник.

Как уже говорилось, MPEG-2позволяет хранить изображение в чрезстрочном виде. И для показа такого видео напрогресивном устройстве, приходится идти на некоторые ухищрения. Если оригиналзаписывался так же на прогрессивном устройстве, то всё достаточно просто,берётся два поля, они соединяются вместе, и получается исходный кадр. Этотпроцесс называется Re-interleaving, или weave.

Если же изображение изначальнозаписывалось на чрезстрочном устройстве, например на видеокамере, то простоесоединение двух полей приведёт к тому, что появится гребёнка. Для борьбы с этимпечальным явление есть несколько способов. Самый простой, это выкинуть одно полеа оставшееся растянуть по вертикали в два раза (такой процесс называется bob).Это полностью убирает большинство артефактов изображения (к сожалению, иногдане все), но вдвое снижает вертикальную чёткость картинки. Поэтому болеепродвинутые системы и алгоритмы всё-таки складывают два поля, определяютобласти которые разнятся, и интерполируют (смешивают) их. Недостаток этогометода в том, что появляются полупрозрачные контуры по краям движущихсяобъектов (вместо гребёнки).

7. Какие видызаписываемых DVD дисков бывают?
В отличии от записываемых перезаписываемых CD, где технология"устоялась" практически сразу же после выпуска, ситуация на рынкезаписываемых и перезаписываемых DVD намного сложнее. По какой то причинепроизводители не смогли (или не захотели) договориться о едином стандарте. Врезультате появилось шесть различных форматов записываемых и перезаписываемыхDVD. Это DVD-R for General, DVD-R for Authoring, DVD-RAM, DVD-RW, DVD+RW, и DVD+R.

8. Какой из форматов записи и перезаписи DVD более правильный?
Как это ни печально, но сегодня никто не сможет с полной уверенностью ответитьна этот вопрос. Только время покажет, какой из форматов покажет себя болееживучим. Как мне думается, бесповоротной и решительной победы не одержит никто.Будущее за универсальными приводами, которые умеют читать и писать сразу внескольких форматах. А пока что придётся выбирать нужный привод самостоятельно,исходя из совместимости, цены привода и расходных материалов, и объёма, которыйможно записать на диск.

9. Насколько разные форматы записи и перезаписи DVD совместимы между собой, и обычными,читающими DVD-ROM приводами, как компьютерными, так и стационарными?
Бардак в стандартах не мог не привести к бардаку с совместимостью. Мало тогочто приводы поддерживающие различные форматы записи не могут писать друг надруга (что и понятно), так иногда они не в состоянии даже прочитать дискзаписанный по другой технологии. Причём чем старее модель привода, тем хужеситуация. В полной мере это относится и к стационарным DVD-плеерам. Здесьситуация, пожалуй, ещё хуже. С примерным положением дел можно ознакомиться втаблице:

 

DVD-ROM

DVD-R(G)

DVD-R(A)

DVD-RW

DVD-RAM

DVD+RW

DVD-ROM

Читает

Читает

Читает

Читает

Читает

Читает

DVD-R(G)

Должен читать

Читает, пишет

Читает, не пишет

Читает, пишет

Читает

Читает

DVD-R(A)

Должен читать

Читает, не пишет

Читает, пишет

Читает, не пишет

Читает

Читает

DVD-RW

Обычно читает

Читает

Читает

Читает, пишет

Обычно читает

Обычно читает

DVD-RAM

Редко, но читает

Не читает

Не читает

Не читает

Читает, пишет

Не читает

DVD+RW

Обычно читает

Обычно читает

Обычно читает

Должен читать

Обычно читает

Читает, пишет

DVD+R

Должен читать

Должен читать

Должен читать

Должен читать

Должен читать

Должен читать и писать

Горизонталь– приводы (DVD+RW и DVD+R привод, одно и то же)
Вертикаль – диски.

Реальное положение дел отраженно ив этой таблице. Выражения вроде "должен читать" означают, чтотеоретических препятствий тому, что бы диск читался нет, но на практике это невсегда верно, в зависимости от модели к модели. Чем новее модель, тем, обычно,лучше ситуация. Если добавить сюда проблемы с чтением, которые могут возникнутьне по вине привода, а из за того что диск либо повреждён механически, либопросто плохо записан, то всё становится ещё запутаннее. В любом случае, точноответить на этот вопрос можно только попробовав проиграть тот или иной формат вплеере. Для того что бы хоть как то решить эти проблемы, различнымиэнтузиастами составляются списки совместимых и не совместимых с определённымистандартами приводов. Наиболее полный из таких списков можно найти здесь: www.vcdhelp.com/dvdplayers.php.
Что хоть как то помочь пользователям разобраться в куче дисков разных форматов,DVD консорциум ввёл логотип DVD multi. Привод получивший такой логотип долженписать и читать DVD-R, DVD-RW, и DVD-RAM.

10. Что представляют из себя различные форматы записи и перезаписи DVD? С дискамикакого объёма они могут работать?
Этому вопросу у нас посвящена целая статья. Читайте здесь: www.3dnews.ru/storage/dvd-r/

11. Как долго пишется DVD диск?
Одна скорость DVD составляет 1.32 mb/sec, и нетрудно посчитать, что для записи4.7 гигабайтного диска с такой скоростью понадобится около 56 минут. Кстати,это даже меньше того времени, которое требуется для записи CD-ROM на однойскорости. Большинство современных приводов DVD-R, DVD-RW и DVD-RAM могут писатьна скорости 2х, что составляет уже 28 минут требуемых для записи полного диска.Современные DVD+RW приводы поддерживают запись на скорости 2.4х, что составляетоколо 20 минут требуемых для записи 4.7 гигабайт.

12. Что такое miniDVD?
По сути дела это обычный CD, на котором записаны файлы в формате и в видеиспользуемым на DVD. На один CD-R\RW диск вмещается 15-20 минут видео. Дляэтого формата нет чётко определённых стандартов, поэтому никто не можетгарантировать работоспособность таких дисков на стационарных плеерах.
Главным источником проблем при проигрывании miniDVD на стационарных плеерах,является DVD привод. В самых запущенных случаях, он может просто не читать CD-Rи CD-RW диски в любых видах. Но даже возможность чтения CD дисков ничего негарантирует. Одна скорость DVD (в расчёте на что и делаются большинство miniDVDдисков) примерно соответствует 8-9 скоростям CD, а приводы устанавливаемые встационарные плееры далеко не всегда могут похвастаться такой скоростью чтенияCD. Ведь для проигрывания VCD и SVCD дисков более чем достаточно 4 скоростей.Чего недостаточно для miniDVD.

13. Что такое MicroDVD?
Этому понятию мы обязаны плееру под таким названием, найти который можно здесь: www.tiasoft.de.
Не смотря на столь гордое название, MicroDVD НИКАКОГО отношения к DVD не имеет.Не стоит себя обманывать. Содержимое MicroDVD диска, это обычный Divx, простофайлы на CD лежат в виде схожем с DVD. Так же как и обычные Divx, MicroDVDдиски могут работать только на компьютере, и никогда на стационарном DVDплеере.

14. Что такое Home DVD video recorders, и чем он лучше/хуже компьютера?
Такие устройства появились относительно недавно. Из себя они представляютобычное бытовое устройство, которое может как читать DVD диски, так изаписывать их. Поначалу такие устройства (например первый бытовой записывающийDVD-RW плеер, представленный Pioneer в Японии в 1999 году) вообще не былисовместимы с стационарными проигрывателями. То есть, он мог проигрывать DVDвидеодиски, на при записи диска данные записывались в своём формате, и не моглибыть прочитаны на других плеерах. Делалось это с целью предотвращения разгулавидео-пиратства. К счастью, такая ситуация не продлилась долго, и вскоре нарынке появились устройства способные создавать DVD диски совместимые с бытовымиплеерами. Вопрос, чаще всего возникающий при разговоре про такие устройства,это может ли такой плеер копировать DVD видео диски. Ответ - нет, не может.Бытовой записывающий DVD плеер работает точно так же, как и любой VHS плеер, онможет записывать только аналоговый видеосигнал, подаваемый ему на видеовход.Единственное отличие, он не делает это в реальном времени (ведь полученныйаналоговый сигнал надо ещё закодировать в MPEG-2. Поэтому в зависимости отмодели плеера и установок, процесс записи может закончиться и через несколькочасов, после окончания фильма). То есть, теоретически с его помощью можноскопировать DVD диск, но только при наличии второго DVD плеера, и отсутствииMacrovision защиты. Поэтому сама постановка вопроса, чем лучше или хужекомпьютера Home DVD video recorder не правильна, это совсем разные устройства,с разным рынком.

15. Можно ли скопировать DVD диск. Как?
Конечно можно, и даже несколькими способами. То есть, в домашних условияхнельзя скопировать DVD диск один в один, благодаря многоэшелонированой защите,встроенной в стандарт. Но можно скопировать всю полезную информацию с диска,сняв защиту, разумеется. Про снятие защиты можно почитать здесь www.3dnews.ru/reviews/multimedia/dvd-rip/. Послетого как содержимое диска расшифровано, можно пойти несколькими способами. Вопервых, можно пойти "в лоб". Сброшенный на HDD фильм бьётся на кускиразмером под одну CD-R болванку любым архиватором (например WinRAR), полученныечасти закатать на CD-R. Потом, когда возникнет желание насладиться записаннымфильмом, всё вновь копируется на HDD, разархивируется, и смотрится. Несмотря натрудоёмкость процесса, иногда он имеет смысл. Записывающие CD приводывстречаются гораздо чаще, чем DVD, поэтому для многих это единственный способсохранить именно DVD и именно в том виде, в котором он записан на оригинальномдиске. Но самый правильный способ, конечно же, это использование DVD рекордера.Моя любимая программка для снятия защиты, DVD Decrypter умеет делать готовые ISO имаджи,пригодные для записи с помощью, скажем, Nero Burning ROM. Единственная проблема, котораяможет возникнуть, это размер диска. Все записываемые форматы DVD, на сегодня,позволяют записать только 4.7 гигабайта на сторону, в то время как двухслойныеDVD диски, весьма популярные среди производителей видеопродукции, позволяютзаписывать до 9.4 гигабайта на сторону. В этом случае приходится "ремастирить"оригинальный DVD, и разбивать его на две части.

16. Как снять скриншот с DVD видео?
Сделать это не так просто, как может показаться на первый взгляд. Припроигрывании видео подаётся через overlay, поэтому если просто снять скриншот сэкрана, всё что вы увидите вместо картинки, будет чёрный (или фиолетовый)экран. Тем не менее, некоторые софтверные DVD плееры могут обходить этоограничение, и снимают скриншоты своими силами. Если вы не смогли этогосделать, то можно отключить аппаратное ускорение проигрывания DVD (hardwareacceleration), что позволяют делать почти все софтверные плееры. Это запретитиспользование overlay, и позволит снимать скриншоты чем угодно. Конечно, незабудьте включить ускорение обратно, после того как закончите с скриншотами.

17. Что такое анаморфное (anamorphic) изображение?
Это означает что широкоформатное изображение хранится на DVD диске в сжатом погоризонтали виде. Делается это потому, что стандартный размер кадра для DVDимеет соотношение сторон 4:3 (смотрите 2 вопрос), поэтому что бы вместить вэтот формат широкоформатное изображение приходиться добавлять чёрные полосысверху и снизу (Letterbox). Таким образом, когда изображение хранится ванаморфном (сжатом) виде, то не приходиться тратить пикселей для записипростого чёрного цвета, и больше остаётся для детализации картинки. В том чтоизображение именно анаморфное, плеер должен разобраться сам. Если этого непроизойдёт, то вы увидите картинку с вытянутыми лицами (все будут очень худые ивысокие), и овальной (а не круглой) Луной. В этом случае пробегитесь понастройкам плеера, найдите там раздел Aspect Ratio, и поменяйте его вручную,что бы всё стало нормально.

При просмотре анаморфной картинкина обычном, 4:3 телевизоре, приходится прибегать к некоторым ухищрениям.Например, может использоваться уже знакомый нам режим letterbox. В этом случаеизображение сначала растягивается по горизонтали, а потом добавляются чёрныеполосы сверху и снизу. При показе такого фильма с помощью стационарного плееравозможны проблемы из-за низкой разрешающей способности телевизора. Дляпреодоления этой проблемы стационарные плееры либо убирают каждую четвёртуюгоризонтальную полосу, либо пытаются масштабировать изображение с помощью болеепродвинутых алгоритмов. Что за алгоритм используется - определяется модельюплеера. Объединяет эти алгоритмы одно, ни один из них не обеспечивает такогокачества, которое можно получить если произвести масштабирование и обрезку(letterbox) в студийных условиях на дорогостоящей студийной аппаратуре. Припросмотре DVD на компьютере мы лишены этого недостатка, из-за высокойразрешающей способности современных мониторов, которые могут переварить всё чтоугодно из того, что может потребоваться для просмотра DVD.

18. От каких факторов зависит качество программного декодирования DVD?
Качество проигрывания зависит, прежде всего, от общей производительностисистемы. Наиболее важной её составляющей является, конечно же, мощностьцентрального процессора. Можно встретить различные мнения по поводу, какаясистема должна быть для того что бы можно было нормально смотреть DVD-видео ссофтверным декодированием, но наиболее часто называют цифру 266-300 мегагерц, ипроцессор класса Pentium II. Такой процессор будет без проблем справляться сдекодированием не очень сложных участков, но в сложных сценах будет наблюдатьсявыпадение кадров, что не очень приятно, но, в общем то, не смертельно. Что быэтого избежать, нужен гораздо более производительный процессор. Кроме частотыпроцессора огромное значение имеет видеокарта. Одним из важнейших условийявляется поддержка режима overlay на аппаратном уровне. Это означаетспособность выводить в окне изображение с глубиной цвета, отличной от глубиныцвета на остальной площади экрана. Т.е. вы можете задать видеорежим с глубинойцвета 8 бит, а видео будет выводиться в окне со своей "натуральной"глубиной цвета 24 бита. Происходит это потому, что в режиме overlay данные идутнепосредственно в видеосигнал, минуя видеопамять. Для того что бы системазнала, куда выводить эти данные, используется технология colorkey, то естьданные которые идут через overlay заменяют пиксели определённого цвета (обычночёрного или тёмно-фиолетового), что, кстати, является причиной того что приснятии скриншота обычным грабером, вместо изображения фильма получится просто чёрныйили темно-фиолетовый квадрат. Но это еще не все. Видео в формате MPEG-2кодируется в цвете формата YUV, который перед выводом на компьютерный монитордолжен конвертироваться в RGB. Видеокарты с поддержкой overlay, как правило,умеют делать это аппаратно. Большинство современных видеокарт отвечают этимтребованиям, но ещё можно встретить (с трудом) и такие, в которых этивозможности отсутствуют. На таких видеокартах программно декодировать DVD сосколько-нибудь приемлемым качеством нельзя. Вот их список: Matrox Millenium,Matrox Mystique, Matrox Millenium II, Diamond FireGL.

Кроме поддержки overlay, некоторыевидеокарты имеют дополнительные аппаратные средства которые ускоряют и повышаюткачество процесса программного декодирования. Обычно это механизм HardwareMotion Compensation, который поддерживают такие видеокарты как ATI Rage Pro,Ati Rage128, ATI Radeon, S3 Savage 3D, S3 Savage 4, S3 Savage2000 и вся линейкаnVidia GeForce, и многие другие. Видеокарты от 3Dfx, включая и последние, наVSA 100 подобными функциями не обладают.

Кроме этого, для качествавоспроизводимой картинки имеет значение и то, какое разрешение стоит наdesktop’е. Для фильмов в записанных как 4:3 оптимальным является 800*600, для16:9 это 1024*768.

Для нормального декодирования IDEDVD-привод должен работать через DMA, в противном случае до 50%процессорной мощности будет уходить только на обработку обращений привода, что,самом собой, далеко не лучшим способом скажется на скорости программногодекодирования. Большинство софтовых декодеров просто откажется работать безвключенного режима DMA! Вообще-то, с этим проблем возникнуть не должно, W9xвключает этот режим по умолчанию, но лишний раз проверить это не помешает. Дляэтого надо проверить System Properties, Device manager, Properties диска, взакладке Settings должен быть отмечен чекбокс DMA в W9x, и System Properties,Hardware, Device manager, Properties IDE контролёра (IDE ATA/ATAPI controllers,Primary IDE channel и Secondary IDE channel) на закладке Advanced Settings в окошкеTransfer Mode должно стоять DMA if aviable в W2k.

А ещё огромное значение длякачества декодирования имеют "способности" программы-декодера,которая используется. Программы рекомендую поискать на dvdsoft.online.fr/main.html, другой более простойадрес этого ресурса - http://www.dvd.da.ru/

19. Какой звукможно встретить на DVD?
Наиболее популярные методы кодирования звука на DVD это Dolby Digital и PCM.Первый использует свой собственный вид компрессии, разработанный в лабораторияхDolby. Иногда этот метод кодирования называют AC3. Хотя главной особенностьюDolby Digital является поддержка 5.1 звука, такой звук не являетсяобязательным. В природе можно встретить AC3 дорожки с обычным стерео звуком, идаже моно. PCM звук - это максимум стерео, сходный с обычным WAV. Кроме этого,на DVD можно встретить звук сжатый в MPEG (редко), и DTS (в последнее время всёчаще). DTS лучший звук что можно встретить на DVD (не не лучшее, что можновстретить на цифровых носителях вообще), поэтому звук в этом формате всегда5.1.
Кроме этого, на одном и том же диске может быть несколько на первый взглядодинаковых звуковых дорожек (на одном и том же языке). Отличаться они будуттолько количеством звуковых каналов, 5.1 или простое стерео. Сделано это, судяпо всему, для облегчения жизни владельцам простых стерео систем, что бы они независели от того насколько качественно их аппаратура смешает 6 каналов в два.

20. Звуковое сопровождение при программном декодировании?
Самый простой метод, это микширование звукового сопровождения в обычный стереои вывод на пару колонок или в наушники подключенные к звуковой платекомпьютера. Из преимуществ этого метода можно отметить только то, что таким образомможно "слушать" DVD практически на любой звуковой плате. Его женедостатки очевидны, звук на DVD-видео обычно записывается в гораздо болеесовершенных форматах чем простое стерео, и всего этого богатства на двухканалах услышать невозможно. Поэтому в некоторых программных декодерахпредусмотрена поддержка квадро-звука и вывод на две пары колонок. К сожалению,обычно такие декодеры не могут работать с любыми звуковыми картамиподдерживающими 4 колонки. Наиболее часто поддерживаемыми являются Diamond Monster Sound MX 300 (в комплект ретайлпоставки которой входил SoftDVD от Zoran, который прекрасно работал с ней. Ксожалению, больше эта карта не производиться, и найти её в продаже становитьсявсё сложнее) и Sound Blaster Live!от Creative различных конфигураций. С помощью этих звуковых плат можно получитьполноценный квадро-звук. Звучание при этом будет несравненно лучше, чем уобычного стерео (то есть у любого видеомагнитофона), но всё-таки даже это немаксимум того, на что способно DVD. При наличии специального ресивера(оснащенного декодером AC3 или DTS) и соответствующей акустической системы,можно подключиться к S/PDIF выходу существующему на многих моделях SB Live! ина дочерней плате MX25 для MX300 можно получить 6 независимых звуковых каналов,то есть полноценный Dolby Digital 5.1

Для воспроизведения звуковогосопровождения DVD настоятельно рекомендуем комплекты колонок "Cambridge Soundworks DTT2500" или "Cambridge Soundworks DTT 5.1", для нашихцелей это одно из лучших решений. Безусловно, гурманы могут поморщиться, и возразить,что существуют гораздо более продвинутые звуковые решения для прослушиванияDVD, вот только стоимость таких систем выше стоимости самого компьютера, внесколько раз, и если вы решите что нужен такой звук, то вам определённо ненужен компьютер и программное декодирование для проигрывания DVD.

21. Чемотличается Dolby Digital 5.1 от DTS?
Если Вы способны слушать MP3, и не ощущать рвотных позывов при этом, то дляВас, скорее всего, ничем :-) А если серьёзно, то основным отличием DTS (DigitalTheater Systems) от Dolby Digital является несколько другой формат сжатияданных. Данные сжимаются меньше, (алгоритм схож с PCM, используемым, например,в wav файлах) поэтому, считается, что звук более "живой". Кромеэтого, DTS предусматривает гораздо более высокий поток данных, до 1536 kbps,против 448 kbps (хотя многие декодеры поддерживают до 640 kbps) у DolbyDigital. В остальном эти форматы практически одинаковы. Таким образом, что быуслышать разницу между DTS и Dolby Digital надо, как минимум, обладать высококачественнойзвуковоспроизводящей аппаратурой, на которой эту разницу можно услышать. На томчто обычно подключается к PC, услышать этого практически невозможно.

22. Где найтипрограммный декодер?
Ответ на этот вопрос может быть исключительно прост или исключительно сложен, взависимости от опыта и возможностей каждого. Наиболее простым методом, являетсяполучить его вместе с каким-нибудь из компонентов аппаратного обеспечения.Программные декодеры иногда входят в состав программного обеспечения поставляемогос различными видеокартами, звуковыми картами, и некоторым другим оборудованием.Часто вполне работоспособные декодеры идут вместе с DVD-приводами, поэтому припокупке привода не поленитесь спросить у продавца про программный декодер. Еслиже случилось так, что ни один из вышеперечисленных способов не подошел, томожно поискать программные декодеры в сети. Можно обратиться на один изофициальных сайтов производителей программных декодеров (их список будет вследующем вопросе), но, к сожалению, на официальных сайтах можно скачать толькоtrial версии, которые имеют различные ограничения, наиболее частовстречающееся, это ограничение на проигрывание на 3-5 минут, после чего всёостанавливается, что, само собой, делает эти версии непригодными для нормальногоиспользования. Конечно, вместе с выходом таких версий выходят и краки, которыеснимают эти ограничения, но после этих краков выходят другие билды плееров,потом выходят ещё краки, потом ещё билды, и в итоге найти что-нибудь, чтоподходит одно к другому весьма проблематично. Поэтому, я бы советовал искатьвсё в комплекте, плеер/крак, а не по отдельности. Кроме этого, в сети возможнонайти и полные, так называемые retail версии программных декодеров. На том же www.dvd.da.ru/можно найти все что угодно, но ссылки часто устаревают. Кроме этого, можнопопробовать поискать не сами декодеры а сайты связанные с DVD, и не связанные софициальными структурами или магазинами (например посвящённые DVD rip), ивнимательно поизучать разделы ссылок на таких сайтах.

23. Региональная защита.
С целью предотвращения нелегального распространения DVD-видео дисков,ассоциация разработчиков DVD-дисков ввела в спецификацию DVD несколько методовзащиты. Наиболее распространённой является региональная защита. Суть её такова.Разработчики поделили мир на несколько регионов:

1. Канада, и США;

2. Япония, Европа, Южная Африка, Ближний Восток(включая Египет);

3. Юго-Восточная Азия, Восточная Азия (включаяГонконг);

4. Австралия, Новая Зеландия, Тихоокеанские Острова,Центральная Америка, Южная Америка, Карибские острова;

5. Бывший Советский Союз, Индийский полуостров,Африка (также Северная Корея, Монголия);

6. Китай;

7. Зарезервированный;

8. Экстерриториальная зона (самолеты, круизныелайнеры и пр.), но она практически не используется.

Любое устройство для воспроизведения DVD-дисков (втом числе и компьютерные DVD-приводы), произведённое в настоящее время обязаноподдерживать региональную защиту, кроме этого, подобную же защиту должныподдерживать и все программные средства предназначенные для проигрыванияDVD-видео. Такие устройства и программы при каждом проигрывании DVD-дискасравнивают код региона записанный на диске со своим внутренним кодом, и если онне совпадает, то отказываются проигрывать диск.

Для снятия защиты на программномуровне, существует несколько способов. Наиболее простой, это использованиепрограммки под названием DVD Genie. Этаутилита позволяет менять региональный код многих популярных программных плееровсколько угодно раз. Однако, если она не знает версии вашей программы-плеера, тоничего с ним сделать она не сможет. Тогда придётся использовать программу подназванием DVD Region Killer.Она действует более радикально. Вися в трее эта программка создаёт виртуальныйдрайвер, который перехватывает обращения системы к DVD приводу, и выдаёт"на гора" нужную информацию о региональном коде. Эта методикапозволяет "обмануть" любые программы которые запрашивают этуинформацию в среде Windows.

Но не стоит себя обманывать, дляработы любой из этих утилиток обязательно наличие DVD привода со снятойрегиональной защитой. Процесс проверки кода происходит внутри привода, нааппаратном уровне, и если код не совпадает, то диск просто не будет читаться, иникакая внешняя программа этому не поможет. Код региона на современных дисках,как правило, может изменен не более 5 раз, после чего он записывается навечно,и стандартными средствами с этим поделать ничего нельзя (такие приводыназываются RPC 2). Однако, не всё так мрачно. Первые модели DVD-приводоввыпускались без региональной защиты, и если ваш привод медленнее чем 4x , тоскорее всего защиты в нём нет (такие приводы называются RPC1). Начиная с 6хприводов защита начала появляться, а 10х модели уже практически все оснащеныподобной защитой. Проверить это можно с помощью программы driveinfo. Только незабудьте перед проверкой выгрузить Region Killer, или другие подобныепрограммы, если они загружены. Ведь они обманут не только программы дляпроигрывания, но и программу для проверки защиты привода.

Если ваш привод оснащёнрегиональной защитой, то существует возможность найти прошивку firmware (этопрограммное обеспечение которое зашивается в привод при изготовлениипроизводителем, и управляет его работой), в которой региональная защита будетудалена (то есть, ваш привод из RPC 2 станет RPC 1, поэтому такие прошивки частоназываются RPC 1 прошивками). Впрочем, такой прошивки может и не существовать,поэтому если вы предполагаете использовать DVD-диски из разных регионов, я бысоветовал ещё до покупки DVD-привода поинтересоваться, существует ли RPC 1прошивка для выбранной модели, или какой-либо ещё способ сделать эту модельregion-free. Поискать прошивки можно здесь. Единственная проблема состоит в том, что,если прошить неправильную прошивку, или если что-либо пройдёт не так в процессепрошивки правильной, то вы останетесь с полностью неработоспособным приводом, ипочинить его в домашних условиях будет невозможно, так что будьте внимательны.

24. Как работаетснятие региональной защиты?
Снятие региональной защиты у приводов может работать несколькими способами.Привод может выставиться на 0 регион, что соответствует мультизонным приводам.Кроме этого, прошивка может остановить счётчик смены зон, и меняться она будетна 5 раз, а сколько угодно. Каждый их этих способов имеет свои плюсы и минуты.Так, например, при неограниченном количестве смен зон никто не сможет сказатьВам, сколько циклов записи выдержит микросхема в которой хранится зона. Сдругой стороны, я не стал бы об этом сильно беспокоиться, обычно DVD приводумирает раньше, чем кончается ресурс. При установленной 0 зоне таких проблемнет, даже в теории. Зато возникают проблемы с некоторыми дисками, использующимиRCE (region code enhancement) технологию. Суть её состоит в том, что дискпроверяет регион, и играется только в том случае, если он совпадает. Какойименно метод используется для снятия защиты у конкретного привода, можно узнатьв инструкции по снятию региональной защиты именно этого привода.

25. Защита откопирования.
Кроме региональной защиты в DVD-видео дисках может использоваться несколькометодов защиты дисков от нелегального копирования. Прежде всего это Macrovisionprotection, предназначенная для предотвращения нелегального копирования саналогового (телевизионного) выхода воспроизводящей DVD-видео аппаратуры. Сутьэтой защиты состоит в том, что в видеосигнал добавляются помехи, которые недают сделать нормальную запись на видеомагнитофон. Естественно, эти же помехибудут воспроизведены если проигрывать DVD-видео диски на аппаратуре которая неподдерживает Macrovision, но в настоящее время такая уже давно не производится.Аппаратура которая поддерживает Macrovision способна фильтровать помехи, ипоказывать нормальную картинку.

Для предотвращения копированиясодержимого DVD-видео диска на жёсткий диск компьютера (откуда его можнокопировать как угодно, и на что угодно), используется Content Scrambling System(CSS). Суть её состоит в том, что содержимое диска шифруется, и для расшифровкитребуется ключ, который получается из двух частей. Одна часть, это один из 400хранящихся на каждом CSS DVD-видео диске, вторая часть ключа зависит отконкретного DVD-привода. Процесс расшифровки осуществляетсяпрограммой-декодером, которая и проигрывает DVD-видео. Таким образом, еслипросто переписать содержимое DVD-видео диска защищённого с помощью CSS нажёсткий диск, то декодер не сможет получить вторую половину ключа, и данные небудут расшифрованы. Слабость этой системы состоит в том, что блок дешифрованиядолжен быть встроен в каждый софтверный декодер, которые может проигрыватьтакие диски, и любой может абсолютно легально скачать такую программу, ипрепарировать её. В итоге произошло то, что должно было произойти. 16 летнийнорвежский программист Jon Johansen сумел разобраться в работе дешифровальногоблока, и выпустил программку называемую DeCSS, которая расшифровывает данные ипозволяет записывать содержимое защищённых DVD-видео дисков в чистом виде навинт. Это событие послужило поводом к серии судебных разбирательств, которые незакончились до сих пор. Но пока эта программа запрещена для использования ипрямое выкладывание её на WEB чревато разборками и проблемами.

26. Почему DeCSS не может расшифровать содержимое моего диска?
Эта утилитка была самой первой, и для расшифровки содержимого дисков используетнабор ключей, хранящийся внутри программы. Кстати, именно этот набор и являетсяодной из основных юридических претензий к DeCSS. В отличии от DeCSS современныепрограммы для софтверного декодирования DVD при расшифровке содержимого дисковне просто подставляют ключ из списка, а используют механизм поиска ключа,который подразумевает нечто большее, чем просто перебор ключей из списка. Этодало возможность производителям DVD фильмов делать диски которые не могут бытьрасшифрованы DeCSS, и в последнее время таких дисков становится всё больше ибольше. Однако, не всё так страшно. DeCSS была первой, но далеко не последней.Программы нового поколения делают всё то же самое, что и DeCSS, но лишены еёнедостатков. Они могут декодировать содержимое дисков, недоступных для DeCSS ,и они не преследуются по закону, поэтому их можно свободно выкладывать в сетине опасаясь судебных преследований. С описанием таких программ можноознакомиться прочитав нашу статью "DVD Rip. Взлом и копирование DVD",посвящённую вопросу перегонки DVD дисков в Divx. Там же можно и скачать всёнеобходимые программы.

27. Что такое Aspect Ratio, и какой он бывает?
Это просто соотношение экрана, длина к высоте. Означается двумя цифрами,например 4:3, что означает, если изображение поделить на 4 равные части погоризонтали, то сложив эти 3 части мы получим размер по вертикали. 4:3 это всемнам привычное соотношение обычного монитора и телевизора. Естественно, этотAspect Ratio далеко не единственный.

Согласно данным журнала WidescreenReview в настоящее время на DVD встречаются следующие форматы:

1,33:1 (размер обычного телевизора - 4:3) | 1,55:1 | 1,66:1 | 1,75:1

1,77:1(размер широкоэкранного телевизора 16:9) 1,80:1 | 1,82:1

1,85:1 | 1,88:1 | 1,90:1 | 1,92:1 | 1,95:1 | 1,97:1 | 2,00:1 2,10:1 | 2,20:1

2,22:1 | 2,25:1 | 2,30:1 | 2,32:1 | 2,35:1 | 2,38:1 | 2,40:1 | 2,45:1 | 2,50:1 | 2,55:1

28. Что такое Letterbox?
Размер кадра видео, лежащего на DVD стандартизирован. И соответствует aspectratio 4:3. Для того что бы получить другой aspect ratio есть два способа,letterbox anamorph. Leterbox означает, что сверху и снизу изображениезакрывается чёрными полосами, до тех пор пока оставшийся просвет не приметнужные пропорции. Таким образом, ширина этих полос зависит от требуемого aspectratio. Чем дальше он от 4:3 (1.33:1), тем шире полосы.

29. Что такое PAN&SCAN? Так называется технология, которая позволяет показыватьфильмы с любым aspect ratio на стандартных 4:3 телевизорах. Принцип её действия- просто не показывается часть изображения слева и справа. Однако, если резать"тупо" по центру, вполне возможна ситуация, когда не будет показаночто-либо важное. Для решения этой проблемы на дисках которые поддерживаютPan&Scan ставится метка на изображении, которая определяет местоположение4:3 окна. Местоположение может меняться, на каждой новой сцене. Таким образом,режиссёр может решать, какую часть изображения стоит показывать на 4:3.

30. Cтатьи и файлы
Декодирование:
DVD Rip. Часть 1. Кодируем MPEG-2 в MPEG-4
DVD Rip. Часть 2. "Smart Bitrate Control" - новыйшаг в сжатии цифрового видео
DVD Rip. Часть 3. Описание Divx ver 4.0
DVD Rip. Часть 4. Звук в Divx:)
DVD Rip. Часть 5. Gordian Knot
Кодирование MPEG-4 в DivX 4.11
CloneCD - пора копировать диски
Методы защиты DVD дисков
Семейство форматов MPEG. Часть первая - MPEG-1.
Семейство форматов MPEG. Часть вторая - MPEG-2.

Программы:
DVD Genie
DVD RegionKiller
Zone Selector
DVD Decrypter
SmartRipper


Метки : dvd, faq, dvd-видео, dvd-диск, запись, диск, recorder


Читайте также